Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Медицинская сестра в поликлинике является основным звеном, обеспечивающим взаимодействие между медицинским персоналом и пациентами. Медицинская сестра выступает в роли организатора лечебного, диагностического процесса, оказывает различные виды помощи и поддержки пациенту. Задача медицинской сестры заключается в организации функционирования отделений поликлиники, налаживании контакта с пациентами, оказании сестринской помощи, выполнении плана ухода за пациентами. Медицинская сестра оказывает помощь в решении физиологических, психологических проблем пациента, принимает участие в обучении пациента и его родственников правилам контроля заболевания, профилактическим мерам, ведет работу, направленную на повышение качества жизни пациентов и членов его семьи.
Активно задействовать пациента в решении его проблем со здоровьем - главная задача сестринского персонала. В этом смысле уход за больным означает не только выполнение необходимых медицинских манипуляций, он означает намного больше: сопровождение, объяснение, побуждение к действиям и внимание к проблемам пациента. Процесс ухода осуществляется поэтапно следующим образом: сбор информации, выявление проблем и ресурсов, определение целей ухода, планирование ухода, осуществление ухода и оценка результатов [1].
Оценка эффективности ухода основывается на результатах повторного сбора информации о состоянии пациента и дает возможность контроля и внесения необходимых поправок в процесс ухода. Качественный уход возможен в случае партнерского взаимодействия между пациентом и медицинским персоналом.
Поэтому, нужно учитывать, что в условиях современного правового общества лежит соблюдение прав и обязанностей всех участников лечебно-диагностического процесса. Необходимо учитывать тот факт, что в городской поликлинике, как пациент, так и медицинская сестра, имеют свои права и обязанности. Каждая из сторон должна их помнить, и неукоснительно соблюдать [2].
Проблема исследования. Как показывает практика, современный уровень правового сознания населения находится на низком уровне. Это проявляется во всех сферах деятельности, в том числе, в лечебно-профилактических учреждениях. В городской поликлинике, для поддержания оптимальных условий функционирования учреждения, обеспечения максимальной эффективности лечебного, диагностического, профилактического процесса, важно соблюдать права и обязанности всех участников лечебного процесса, в том числе, медицинских сестер, пациентов. Необходимо помнить о том, что права и обязанности – взаимосвязанные и взаимообусловленные явления. Из наличия прав вытекает необходимость соблюдения определенных обязанностей, и наоборот. Для того чтобы сделать взаимодействие между участниками лечебного процесса более эффективным, необходимо, чтобы каждая из сторон знала и соблюдала как свои права, так и свои обязанности [1].
Все вышеуказанное позволило нам сформулировать основной проблемный вопрос: каковы основные права и обязанности пациентов и медицинских сестер в городской больнице?
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что знание и соблюдение основных прав и обязанностей медицинских сестер и пациентов, позволит сделать лечебно-диагностический, профилактический процесс в городской поликлинике более эффективным, позволит максимально удовлетворить потребности и интересы обеих сторон лечебного процесса, позволит установить партнерские, доверительные отношения в учреждении, создаст комфортный психологический климат.
Цель работы – охарактеризовать основные права и обязанности пациентов и медицинских сестер в городской поликлинике.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные обязанности медицинской сестры в городской поликлинике.
2. Охарактеризовать основные права медицинской сестры в городской поликлинике.
3. Рассмотреть основные обязанности пациентов в городской поликлинике.
4. Охарактеризовать основные права пациентов в городской поликлинике.
Объект исследования – правовые отношения в городской поликлинике.
Предмет исследования – права и обязанности пациента и медицинской сестры в городской поликлинике.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, нормативно-правовой документации по теме исследования, изучение, обобщение, систематизация, классификация полученных сведений.
Теоретическая значимость. Полученные результаты помогут систематизировать, вывести новые обобщения в сфере правовых отношений в городской поликлинике, в области медицинского права.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для информирования пациентов и медицинских сестер о своих правах и обязанностях, для оптимизации лечебно-профилактического и диагностического процесса в лечебном учреждении, для установления правовых отношений в лечебном учреждении, повышения правовой культуры и правового сознания в обществе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Исследование прав и обязанностей медицинской сестры в городской поликлинике
1.1. Обязанности медицинской сестры
Поликлиника рассматривается в качестве лечебно-профилактического учреждения амбулаторного типа. Поликлиника обеспечивает внебольничную помощь медицинского характера, а также осуществляет мероприятия профилактической направленности. Целью функционирования поликлиники является снижение заболеваемости населения [2].
Выделяют взрослую и детскую городскую поликлинику. Взрослая поликлиника является учреждением здравоохранения, которое направлено на оказание амбулаторно-медицинской помощи населению. Обслуживаемый контингент – пациенты в возрасте от 18 лет. Городская детская поликлиника рассматривается как амбулаторно-поликлиническое учреждение, оказывающее помощь населению в возрасте от рождения до 18 лет [3].
На поликлинику возлагается ряд обязанностей, в частности [4]:
- оказание медицинской помощи населению, как в поликлинике, так и на дому;
- организация и проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости среди прикрепленного населения;
- организация и проведение различных мероприятий по снижению заболеваемости, инвалидности, смертности;
- осуществление диспансеризации среди прикрепленного населения. В первую очередь важно проводить диспансеризацию среди того контингента населения, который попадает в группу риска по развитию патологии сердечно-сосудистой, дыхательной систем;
- диспансеризация в отношении онкологических и социально-значимых заболеваний;
- организация и проведение мероприятий просветительского, информационного, воспитательного характера;
- санитарно-гигиеническое, профилактическое воспитание, ориентация на здоровый образ жизни.
Поликлиника имеет свою организационную структуру. Так, главой учреждения является главный врач. Он отвечает, в первую очередь, за организацию и качество оказываемой медицинской помощи. Также главный врач занимается всеми видами административной, хозяйственной, организационной, финансовой деятельности [5].
Организация деятельности среднего и младшего персонала является обязанностью старшей медицинской сестры. Так, главный врач выбирает медицинскую сестру из числа наиболее опытных медицинских сестер, назначает ее на должность старшей медицинской сестры. Она должна обладать не только профессиональными качествами, но и организаторскими способностями. В ее подчинении находится весь младший и средний медицинский персонал поликлиники [6].
Основная задача старшей медицинской сестры сводится к тому, чтобы наиболее рационально организовать деятельность среднего и младшего медицинского персонала, обеспечить эффективную деятельность поликлиники.
Примерная организационная структура городской поликлиники представлена на рис. 1.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия: учебное пособие / под ред. В.А. Доскина.- М.: МИА, 2008. – 464с.
2. Булич Э.Г., Муравов И.В. Здоровье человека.- Олимпийская литература, 2003.- 12 - 14 с.
3. Вебер В. Р., Чуваков Г. И., Лапотников В. А. Основы сестринского дела: Медицина - Москва, 2013. - 299 c.
4. Вялков А.И. и др. Управление и экономика здравоохранения: Учебное пособие для вузов. М.: 2002. – 328 с
5. Демографический ежегодник России: Стат. сб. / гос. ком. РФ по статистике. – М.: Госкомстат России, 2006. – 405с
6. Лекции по поликлинической педиатрии /под ред. Т.И. Стуколовой. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2005.- 448с.
7. Обуховец Т.П., Скляров Т.А., Чернова О.В.- Основы сестринского дела. Ростов н/Д, Феникс, 2009 г.– 552с.
8. Омолоева Т.С. Принципы оформления медицинской документации в условиях детской поликлиники: учебное пособие для студ.5 курса педиатрического факультета / под ред. Т.С. Омолоевой, Иркутск, 2011.- 35с.
9. Организационные подходы по совершенствованию деятельности медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений на уровне региона (методические рекомендации) / З.А.Коренчук, М.А. Поддужная, B.C. Шелудько, Ш.А. Биктаев. – Пермь, 2006. - 72с.
10. Островская И.В. Основы психологии и практика профессионального общения медсестры и пациента. – М., 2004. – 296 с.
11. Павлов Ю.И., Лапик С.В. Современное состояние сестринского дела и роль медсестры-менеджера в оптимизации системы управления сестринской деятельностью // Главная медицинская сестра. – 2009. – №10. – с. 21-23
12. Плисов В.А., Храмова Е.Ю. Справочник медсестры: Практическое руководство. – М., 212 с.
13. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» от 23 октября 2015 г.
14. Сестринское дело. Административно-управленческие дисциплины: Учеб.пособие / под ред. Г.П. Котельникова. – Ростов н/Д., 2006. – 666 с.
15. Система показателей качества сестринской помощи / И.Г. Новокрещенова и др. // Здравоохранение РФ. – 2018. – № 3. – С. 37-39.
16. Слепушенко И. О. Сестринское дело: проблемы и пути решения // Сестринское дело.- 2005. -№ 1. С. 4-5.
17. Справочник участкового педиатра: диспансеризация детского населения / М.Ф. Рзянкина. В.П. Молочный, Е.В. Бережанская. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. 446с.
18. Управление здравоохранением: Учеб. / Под ред. В.З. Кучеренко. М.: 2001.– 448 с.
19. Федеральный закон N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48.
20. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение– СПб.: - 2000. – 914 с.